02.07.2016
В межрегиональную клюквенную кооперацию Архангельск – Кострома присоединяются Вологодская и Ярославская области.
Предложение советника губернатора Ярославской области Александра Китаева посетить ярославскую клюквенную плантацию мы приняли с большим энтузиазмом.
Судьба несостоявшейся в 1981 году архангельской плантации нам известна и об этом есть информация на сайте, а узнать как дела в Ярославле, да еще лично посетить ее – это очень интересно.
В экспедицию автомобиль собрали быстро: резиновые сапоги, фотоаппараты, термосы и жгучий интерес. В Рыбинске нас встретили без излишней помпезности, по-деловому просто. Современные средства коммуникации позволяют узнать все о деятельности будущих партнеров заранее, поэтому быстро сошлись во мнении о перспективах промышленного выращивания клюквы и других лесных ягод в Ярославской области, равно как и в других регионах России.
От слов быстро перешли к делу. В поселок Тихменево мы поехали вместе с одним с инициаторов восстановления ярославской клюквенной плантации Василием Ильиным, где нас уже ждала «буханка» и через несколько минут мы были на месте. Первое, что особенно порадовало – это наличие подъездных путей. Да и сами чеки никакого разочарования не вызвали, хотя и оставались без ухода более тридцати лет.
Плантация, заложенная в п. Тихменево в 1980 г. по проекту, разработанному Союзгипролесхозом, в соответствии с «советскими» требованиями, предъявляемыми к плантационному разведению клюквы на основе опыта США, так и не эксплуатировалась.
Укорять в чем-то проектировщиков и строителей первых российских клюквенных плантаций будет не правильно. Отсутствие опыта и какой-либо подробной информации о промышленном выращивании клюквы у них не было. Также как и в Архангельске, руководствовались больше по картинкам из журналов, не понимая насколько критически важно было строжайше соблюдать основные параметры: поддержание определенного уровня грунтовых вод, частоту полива и, главное, высаживать только качественный сортовой посадочный материал.
Тогда было построено 5 чеков общей площадью 4,8 га, система каналов, пруды-накопители, позволяющие затоплять чеки на период уборки урожая и зимнего затопления для защиты от морозов и вредителей. Однако в эксплуатацию плантация была сдана с существенными отклонениями от проекта. Уровень чеков разнился на 70 см при допустимых 5 см, а шлюзы, сделанные не по проекту, и не построенная насосная станция поставила крест не только на урожайности, но и на самой идее в целом. Главная ошибка была в том, что она засаживалась случайным посадочным материалом, взятым с соседних болот, и только один чек был засажен крупноплодной клюквой, привезённой из США. При эксплуатации агротехника не соблюдалась, поливы не осуществлялись (не было насосной станции), в лед на зиму чеки не замораживались. Плантация зарастала сорняками, с которыми вручную боролись студенты техникума и учащиеся местной школы. Появившиеся ягоды собирали вручную.
В Архангельске советский клюквенный проект закрыли как раз из-за отсутствия соответствующего климатическим условиям посадочного материала. В Ярославле же помешала целая совокупность негативных факторов и, в итоге, победили сорняки.
Восстановить ярославскую плантацию можно. Используя уже существующую инфраструктуру, ее можно значительно расширить. Расширить можно и ассортимент производимой продукции: брусника, голубика, княженика.
Переработкой лесных ягод сегодня занимаются в каждом регионе. Есть предприятия малые, средние и очень большие. В основном они ориентируются на импортное сырье и, в отдельных случаях, на дикорастущие ягоды, которые через сеть заготовителей поступают на переработку.
Лесных ягод с каждым годом надо все больше и больше, а сборщиков на селе все меньше и меньше. Проблему может решить механизация уборки лесных ягод, но сделать это можно только на предварительно подготовленной территории, засаженной качественным сортовым материалом.
Промышленное выращивание лесных ягод – дело прибыльное, но и очень затратное на начальной стадии. Мировой опыт показывает, что трудности и затраты легко преодолеваются, если производители кооперируются. Ярким примером служит основанный в 1930 году кооператив Ocean Spray объединяющий более 700 производителей клюквы из США и Канады.
Ягодный кооператив «Архангельская клюква» в 2015 году подписал долгосрочный контракт с ФБУ ВНИИЛМ «Центрально-европейская лесная опытная станция» г.Кострома о сотрудничестве при создании клюквенной плантации на торфяном месторождении «Дикое». Такая кооперация гарантирует проекту научное сопровождение и обеспечение клюквенника высококачественным сортовым материалом.
В Ярославле и в Вологде предприниматели однозначно высказались за идею кооперации при создании плантаций клюквы, брусники, голубики под механизированную уборку. Например, взаимодействие с ГПОУ ЯО Рыбинский лесотехнический колледж уже сегодня можно рассматривать как центр подготовки профильных специалистов, где силами преподавателей можно проводить научную работу по этой теме в частности по селекции сортов и тесно сотрудничать Костромскими селекционерами.
Вологда, Иваново, Псков, Новгород и Карелия сегодня активно проявляют интерес к промышленному выращиванию лесных ягод.
Предприниматели северо-западного региона активно сотрудничают с СПК «Архангельская клюква» по исследованию сортового потенциала клюквы и других лесных ягод.
Как и предполагалось вторая лесная ягода, которая благодаря межрегиональной кооперации в ближайшее время появится на промышленных плантациях сразу в нескольких регионах – это княженика арктическая (Rubus arcticus L.).
Редкая, полезная, дорогая и очень вкусная ягода мало известна российскому потребителю. В разные времена она имела различные названия – малина арктическая, поляника, мамура…
Предлагаем нашим читателям ознакомиться со статьей о княженике, изданной более 100 лет назад в дореволюционном журнале «Сельский хозяинъ» № 17 от 1911 года.
Николай Склепкович